Пикуль Валентин «Честь имею»

         

           Валентин Пикуль «Честь имею»

"Честь имею" - один из самых известных исторических романов В.Пикуля. Вот уже несколько десятилетий читателя буквально завораживают приключения офицера Российского Генерального штаба, ставшего профессиональным разведчиком и свидетелем политических и дипломатических интриг, которые привели к Первой мировой войне.

Одним из прототипов главного героя романа Валентина Пикуля «Честь имею» был генерал-майор армии Российской империи и генерал-лейтенант авиации Красной армии Александр Александрович Самойло.  В историю нашего города он вошел как председатель военной комиссии делегации Советской России на переговорах, завершившихся подписанием знаменитого Брестского мира 1918 года. О сложнейших переговорах в Бресте с осени 1917 по февраль 1918 года между представителями Советской России и странами Четверного написано немало томов исторических исследований, упоминается о них и в книге Валентина Пикуля «Честь имею»:

«Бонч-Бруевич что-то слишком долго обдумывал. Потом извлек из своих бумаг фотографию немецкого генерала с очень гордым и очень злым лицом хитрейшего и всезнающего сатира.

– Поручусь! А вам знаком этот умник?

– Да. Это генерал Макс Гоффман, хорошо памятный по разгрому армии Самсонова, и, как я слышал, он сделал отличную карьеру, став начальником штаба всего Восточного фронта.

– Мало того, – добавил Бонч-Бруевич, – этот громила ныне возглавляет германскую делегацию по мирным переговорам в Бресте, а полковник Владимир Евстафьевич Скалой, наш военный представитель в Бресте, застрелился, очевидно, не выдержав остроумных издевок со стороны этого Гоффмана... Вы не согласились бы заменить покойного Скалона в Бресте

 «Вскоре я на личном опыте убедился, что хваленая германская разведка способна давать «осечки». Недавно в наших краях разместилась воздухоплавательная рота, при ней базировался дирижабль «Беркут», закупленный у французов, а в глуши Мазурских лесов строилась первоклассная крепость Осовец, которая в случае войны с Германией надежно прикрывала Брест-Литовское направление.»