Зноско Константин Иванович


Протоиерей и педагог, духовный писатель, гимнограф, автор ряда акафистов и др. литургических сочинений.

Константин Зноско – протоиерей и педагог, русский православный писатель, автор житийных, гимнографических произведений, ряда антиуниатских сочинений.

Константин Иванович Зноско родился 1 апреля 1865 г. м. Острино Лидского уезда (ныне Щучинского р-на). Сын священника. Его отец, Зноско Иван Матвеевич, был из дворян. Он по окончании первого класса в Белостокском дворянском уездном училище поступил послушником в Гродненский Борисо-Глебский монастырь. Затем был назначен дьячком Кнышинской церкви Белостокского благочиния, служил в Остринской Преображенской церкви, Пружанской Александро-Невской церкви. Отмечали его тем, что чтение, пение и устав знает хорошо, поведения хорошего, катехизис достаточно, любознателен, занимается чтением книг, поведения хорошего, трудолюбив и домостроителен, в службе рачительный. Его мать - Анна Львовна, занималась домом, кроме Костантина у них была дочь Елена и сыновья: Александр, Пётр и Павел.
В 1887 г. Константин окончил Литовскую духовную семинарию в Вильно.

23 апреля 1888 г. он был рукоположен в сан священника. До 1901 г. Константин служил в м. Гудок Виленской губернии. С 17 октября 1901 г. по 31 декабря 1903 г. был священником Великоритской церкви. Затем по личному прошению назначен бесприходным уездным наблюдателем церковных школ Кобринского уезда. Участвовал в строительстве Братской Свято-Николаевской церкви в Брест-Литовске и служил в ней в 1907–1914 гг. С 1909 по 1915 гг. - законоучитель православного исповедания в частной женской гимназии М.Н. Гришковой и 2-го городского приходского училища. Кроме того в 1911 г. он был назначен на должность казначея и делопроизводителя православного св.- Николаевского братства. В годы первой мировой войны выехал с семьею в эвакуацию в Россию. Служил полковым священником в 8-м Финляндском стрелковом полку и за доблесть был награждён тремя орденами и золотым наперсным крестом на георгиевской ленте.

К Пасхе 1922 г. он вернулся в Брест и стал настоятелем Братской Свято-Николаевской, сменив протоиерея Леонида Романовского. Его возвращение оказалось своевременным, т.к. исполняющий обязанности настоятеля уезжал к своей семье в Советскую Россию. При пересечении советско-польской границы, у отца Константина отняли большую и прекрасную икону великомученицы Варвары с крестом на груди, в котором была частица мощей святой мученицы. Эта икона, подаренная приходу при освящении Варваринского придела в 1914 г., была одной из тех приходских святынь, которые вывезли при эвакуации во время первой мировой войны. Распоряжением епископа Гродненского и Брестского Владимира (Тихоницкого) от 19 июня 1922 года протоиерей Константин Зноско был назначен настоятелем Братского Свято-Николаевского храма.

В это время Брест над Бугом был уже в составе Польского государства. Отцу Константину предстояла сложная задача противостоять широкой полонизации и католической экспансии, направленной на этнических белорусов, русских, украинцев, не допустить брожения паствы и захвата храма националистически настроенными общественными деятелями.

Всей душой настоятель Братского храма протоиерей Константин Зноско был предан богослужению. После смерти жены, умершей в эвакуации, он ежедневно совершал Божественную литургию. Также в Братском храме он ввел в праздничные и воскресные дни чтение акафистов с всенародным пением Богогласника. Эта практика прочно вошла в приходскую жизнь, при этом чтения акафистов с пением и последующими вечерними беседами оказались сильным средством в преодолении сектантской пропаганды.

При Польше, с 1922 по 1938 гг. священником Свято-Николаевской церкви Константином Зноско было сделано много для оживления украинской жизни на Берестейщине. Именно он сдал домик при Свято-Николаевской церкви украинскому культурному обществу «Просвита на Полисси».

Также совместными стараниями настоятеля Братского храма и Русского Благотворительного общества в Бресте-над-Бугом действовали Русская гимназия и Русская начальная школа, официально утвержденные школьным округом в 1921 году, для размещения которых была предоставлена церковная земля и приходские строения, в том числе и здание бывшей братской двухклассной церковно-приходской женской школы. В этих учебных заведениях, являющихся культурным центром для местного православного населения, воспитывавших своих учеников в духе любви и преданности Православию и своему народу, протоиерей Константин Зноско преподавал Закон Божий.

Кроме настоятельских дел и законоучительства в Русской гимназии, протоиерей Константин Зноско занимался и серьезной литературной деятельностью. Он был одним из самых известных в Российской империи авторов книг о святых.

Им были написаны историко-богословские и агиографические труды, такие, как: «Житие и страдания святого преподобного мученика Афанасия, игумена Брестского (1595-1648)» (Варшава, 1931), «Житие преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского» (1550-1651) (Варшава, 1932), «Житие и страдания святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (1347)» (Варшава, 1933), «Исторический очерк церковной унии: её происхождение и характер» (Варшава, 1933, переиздана в Москве в 1993), «Князь Константин Константинович Острожский и его деятельность в пользу Православия» (Варшава, 1933), «Римская неправда о главе Вселенской Церкви. Разбор католического учения о папском примате в связи с книгой И. А. Забужского «Православие и католичество» (Варшава, 1932).

В своей работе «Исторический очерк церковной унии" он исследовал историческую обстановку, которая привела к заключению Брестской церковной унии в 1596 году, а также последствия принятия униатства.

Писал на русском языке, но имел сантимент к украинству. В частности, он отправлял панихиды по Симону Петлюре, Тарасу Шевченко. Был законоучителем в частной украинской школе имени Олексы Стороженко (в свидетельствах, которые выдавались ученикам, есть его подпись). Некоторые из его сочинений переиздаются в разных странах и в наши дни.

В Бресте о. Константин проживал на Бульварном проспекте (современной улице Ленина,) в доме № 59.

В связи со старостью, протоиерей Константин Зноско подал в Духовную консисторию прошение о зачислении на покой, с просьбой на освободившееся место назначить его сына. Прошение было удовлетворено 5 июля 1937 года, и настоятелем Братской Свято-Николаевской церкви в скором времени в 1938 г. был утвержден его сын священник Митрофан Зноско, с именем которого связан значительный период в истории храма.

Умер Константин Зноско в Бресте 21 июня 1943 года от неверной лечебной микстуры, похоронен на Тришинском кладбище. Проводить его в последний путь вышел почти весь город.

Литература:
1. Зноско, К. Исторический очерк церковной унии : ее происхождение и характер / протоиерей Константин Зноско. Москва : Отдел по благотворительности Московского Патриархата : Мартис, 1993. 23, [3] с.
2. Селех, Л. О чем рассказывает Тришинский некрополь / Людмила Селех // Брестская газета. 2020. 13 ноября (№ 46). С. 8, 17.
3. Носко, М. Протопресвитер Константин Зноско : страницы истории Брестской епархии / М. Носко // Брестские епархальные ведомости. 2006. № 1. С. 33–35.
4. Лабынцев, Ю. А. Гимнографические сочинения Брестского протоиерея Константина Зноско / Ю. А. Лабынцев // Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши. Москва: Индрик, 1999. C. 144–196.