Авторы сценария: И. Ц. Пикман, В. Т. Халип; режиссер И. Ц. Пикман; операторы: Ю. Елков, И. Каган.
Документальный фильм «Стояли насмерть» первый фильм триптиха о Брестской крепости. Это фильм о первых днях Великой Отечественной войны и приграничных сражениях 1941 г.
На экране – тихая, словно замершая в сладком сне река Западный Буг. Поросшие камышом берега, поляна, кустарник, прорезанный первыми солнечными лучами. Это граница. Такой она была и в то памятное утро 22 июня 1941 года. И сразу же вслед за этим мирным пейзажем – кадры трофейной немецкой кинохроники. Застыли на исходных рубежах гитлеровские танки, орудия. Офицеры смотрят в бинокли. Саперы сталкивают в воду понтоны… Последние минуты перед разбойным нападением.
Умелое чередование современной натуры и фотодокументов, кадров кинохроники, нашей и трофейной, снимков участников обороны крепости и появление на экране рассказчиков – участников и свидетелей тех событий – придает фильму достоверность и вместе с тем несет в себе большой эмоциональный заряд.
А вот листки с разными почерками – красноармейские письма, написанные перед самой войной. Сейчас они хранятся в Музее обороны Брестской крепости. Те, кто их писал, знали: на границе тревожно, вот-вот грянет военная гроза.
Довоенный снимок – бойцы на привале. Юные, почти мальчишеские лица. Через несколько дней все они примут на себя самый первый, самый страшный удар фашистского нашествия.
И уже несутся к земле вражеские бомбы на головы этих ребят, женщин, детей, на крепость, на предрассветную тишину – бесстрастные кадры военной кинохроники. Как вызов этой тупой и злобной гитлеровской военной машине – лица защитников Брестской крепости капитана Ивана Зубачева, красноармейца Александра Филя, лейтенантов Анатолия Виноградова, Алексея Наганова… И могильные плиты Брестского мемориала с режущей сердце надписью: “Неизвестный”, “Неизвестный”, “Неизвестный”… Это они, известные и неизвестные герои, люди различных национальностей и воинских званий, стали той главной крепостью, которую враг так и не смог сокрушить.
Фильм не просто повествует о боях в крепости, но и размышляет, перекидывает мостик в прошлое и снова возвращается к послевоенному времени. В нем нет патетики, парадной выспренности, характерной для документального кино тех лет.