Лыщинский Казимир

    

Казимир Лыщинский - мыслитель-атеист, общественный деятель; автор первого в мировой культуре трактата о несуществовании бога.

Казимир Лыщинский родился около 1634 года в имении Лыщицы под Брестом. Учеба в иезуитском коллегиуме, затем в Краковском университете дала Лыщинскому прекрасное образование. В двадцать пять лет вступил в Орден иезуитов, в тридцать стал проректором Берестейского иезуитского коллегиума.

Порвав с иезуитами, Лыщинский вернулся в свое имение, где жил и занимался хозяйством, участвовал в местных соймиках, ездил послом от поветовой шляхты на выборы великого князя. Изучение права и успешная юридическая практика позволили ему занять должность подсудка (заместителя судьи) берестейского земского суда. Лыщинский - открыл в имении школу, где он учил крестьянских детей чтению, арифметике, письму и основам наук.

Во второй половине 17 века, когда были подавлены патриотические силы, словесность Бреста застыла. Кровь по венам литературы разгонял лишь философ-атеист Казимир Лыщинский, не позднее 1674 года, написал 265-страничный трактат, который впервые в истории имел название «О несуществовании бога» (сожжен в 1689 году по решению суда; сохранились пять фрагментов, обнаруженных и опубликованных в 1957 году). В нем изложил свои взгляды на религию и окружающий мир, отрицал существование бога, бессмертие души, загробную жизнь, все догматы и обряды церкви. Доказывал, что люди – творцы и создатели богов, бог является не действительной сущностью, но творением разума, к тому же химерическим, а вера, которую считают священной, – человеческая выдумка. Считал, что богословы «гасят свет разума» и «свергают бога с небес», приписывая ему невозможное, наделяя противоречивыми чертами и свойствами. Утверждал, что религия установлена людьми неверующими, чтобы им воздавали почести, лжемудрецы обманывают простой народ, опутывая его верой в бога, введенной безбожниками. Единственной реальностью считал материальную природу, утверждая, что все изменения в природе происходят по законам развития материи, а не по божьей воле. Считал необходимым заменить церковный брак гражданским. По доносу, автор которого выкрал у Лыщинского часть трактата, в 1688 года был заключен виленским епископом в церковную тюрьму и приговорен судом епископов к сожжению на костре. По итогам судебного процесса, состоявшегося в начале 1689 года в Варшаве, Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре, его пепел развеян в поле. Православные верха общества подверглись окатоличиванию и полонизации. Белорусская письменность пришла в упадок.

Его зачастую называют белорусским Джордано Бруно. У нашего соотечественника был не менее дерзкий ум, чем у знаменитого итальянца. И столь же трагическая судьба.