Режиссёр-постановщик: И. Пикман; операторы: И. Каган, С. Смирнов, Е. Пчелкин.
Документальный фильм «Красная тетрадь» последний фильм триптиха о Брестской крепости. По форме это фильм-монолог, а по содержанию тот раскаленный материал, который и определил творческий замысел. В отличие от первых двух фильмов в нем прослеживается судьба только одного человека. Судьба удивительная даже для того времени.
Бывший школьный учитель сержант Алексей Романов встретил войну в казарме Центрального острова Брестской крепости. В первых числах июля с горсткой бойцов пытался прорваться сквозь вражеское кольцо, но был схвачен. Не выдержав издевательств, ударил одного из палачей. Сержанта тут же повели на расстрел. Убив конвоира, бежал и вскоре примкнул к небольшому отряду наших бойцов, пробиравшихся к фронту. Под Барановичами немцы окружили их. Отряд принял свой последний бой… Тяжело контуженный, Романов очутился в концлагере Бяла Подляска. Снова издевательства, голод, побои, скитания по концлагерям. В декабре 1942 года его привезли в концлагерь на окраине Гамбурга. Романов стал одним из организаторов подпольной антифашистской организации. В декабре 1943-го во время воздушного налета вместе с бывшим политруком Иваном Мельником совершил дерзкий побег. Им удалось пробраться на шведский пароход и зарыться в кокс. Несколько суток без воды и пищи…В шведском порту грузчики извлекли из кучи кокса два тела. Мельник был мертв, а в Романове едва теплилась жизнь. Его направили в тюремную больницу. С помощью советского посла в Швеции А. М. Коллонтай Романов был освобожден и в 1944 году вернулся на Родину.
Как и многих других бывших военнопленных, его бросили в ГУЛАГ. Вернулся из лагеря инвалидом первой группы. Долгое время не мог ходить. Но железная воля не покорилась болезням, как не покорился этот человек врагу. Романов окончил еще один институт – инженерно-экономический. Упорными тренировками добился восстановления подвижности. Работал инженером в одном из московских проектных институтов. А все, что пережил в годы войны, записал в толстую тетрадь, снабдив ее рисунками. Эта уникальная рукопись и дала название фильму.
В фильме красивый большелобый человек с седой вьющейся шевелюрой вспоминает эпизод за эпизодом. Как во время боев в крепости прыгнул со стены на фашистского пулеметчика и уничтожил его. Как бежал из-под расстрела. И про тот фантастический побег на шведском судне…
В киноленте рассказ о подпольной борьбе в концлагере, двух неудачных побегах из немецких концлагерей, третьем побеге, завершившимся выездом в Швецию. Перелистываются страницы Красной тетради "Воспоминаний о пережитом". Лагерная карточка военнопленного А. Романова; он за письменным столом в кабинете; среди посетителей Брестской крепости; с ветеранами войны в День Победы; в Советском комитете ветеранов войны, со школьниками, с внуком. Фотографии А. Д. Романова военного времени
Переворачиваются страницы “Красной тетради”. Рисунки: предатель по кличке Прыщ. Немецкий антифашист Карл… Дневник Алексея Романова верен этой заповеди. Рассказ Романова ведется синхронно и за кадром.
Военная судьба защитника Брестской крепости сержанта Алексея Романова потрясает больше, чем самый зрелищный боевик.
В фильмах И. Пикмана не позируют. Они повествуют о взлете человеческого духа сдержанно, но с такой внутренней силой, что сразу же пролегает прямая дорога от экрана к сердцу. Нужно быть очень зорким и чутким художником, чтобы увидеть и выхватить из океана людского бытия именно те мгновения, которые скажут о войне гораздо больше и сильнее, чем самые красноречивые описания.