Константин Симонов
Константин Симонов – поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель Константин (настоящее имя Кирилл) Михайлович Симонов. Его потрясли книги Сергея Смирнова «Брестская крепость» и «Герои Брестской крепости», пьеса «Крепость над Бугом», которые он посвятил легендарной крепости над Бугом. Он не случайно взялся за написание сценария к первому фильму об обороне Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» по материалам, представленным ему Сергеем Смирновым. В 1956 году режиссёрами Захаром Аграненко и Эдуардом Тиссэ по сценарию Константина Симонова был снят художественный фильм «Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости.
В фильме показана одна из наиболее героических страниц начального периода Великой Отечественной войны – защита Брестской крепости от нацистских захватчиков. Действия киноленты разворачиваются в июне-июле 1941 года, когда фашисты вплотную подошли к цитадели. Советские солдаты оказались в катастрофическом положении: у них много погибших, на исходе вода, продовольствие и патроны. Очевидно, что Брестская крепость не выстоит перед мощным натиском врага и единственный выход для наших воинов – капитуляция. Но они принимают решение сражаться до победного конца.
Поскольку имена всех героев Брестской крепости к моменту создания фильма ещё не были окончательно установлены (книга-исследование С.Смирнова «Брестская крепость» была опубликована лишь в 1957 году), герои фильма выведены под вымышленными именами, однако детали их подвигов перекликаются с реальными событиями.
Имя К.М. Симонова тесно связано с Брестом и белорусской землей.
В начале войны, увидев на Минском шоссе мальчика, которого везли из Бреста, он написал стихотворение.
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Дополнение: Именно Симонову принадлежат слова: «Когда говорят о мужестве, вспоминают Брест, когда говорят об испытаниях, вспоминают Брест, когда говорят о жизнях, отданных за нашу землю, вспоминают Брест. Это общее для нас начало войны, символ этого начала – трагического и героического. И когда мы говорим «Брест», ведь это мы думаем не только о защитниках Бреста, мы думаем вообще о том, как мы выстояли, как мы остановили врага, как мы разрушили его планы, как немцы не дошли за 6 недель до Москвы, как рухнул блицкриг, как они проигрывали войну».