«Дети Брестской крепости» (1978)

Авторы сценария М. П. Березко, К. Славин, режиссер В. Ф. Жигалко, оператор С. А. Фридлянд
О встречах ветеранов Великой Отечественной войны в Брестской крепости.

Герои фильма - бывшие дети Брестской крепости. Самое главное, что удалось показать режиссеру в картине - не просто воспоминания, не только стремление восстановить детские впечатления, но и потребность связать свое личное с общеизвестным.

Интересен эпизод из киноленты с бывшим воспитанником музвзвода Брестской крепости. Фотография, где он снят со своими однополчанами, мелодия вальса в исполнении духового оркестра, размеренный рассказ героя о последнем мирном дне в крепости, в музыкальном взводе... Потом в кадре оплавленный черный кирпич, искореженный инструмент неизвестного трубача.
И снова звучит этот вальс, рождая контрапунктом глубокую образность. Не раз на экране возникают руины крепости, сохранившие мрачные отпечатки прошедшей войны. Не раз мелькают в различных фильмах ржавые куски металла и битого кирпича, полевые травы, которые разрастались на полуразрушенных стенах, спокойные в медленном своем течении воды Буга...

Для авторов фильма эта была привычная в рассказе о Брестской крепости зрительная информация - лишь материал, с помощью которого раскрывается основное содержание ленты. Зрительные ассоциации, видеопараллели умело сочетаются в видеоленте режиссером с текстом комментария, с живым словом героев картины.Дворик, в котором выросла одна из героинь, сегодня с трудом найден ею в современном городе. Некогда на этом месте была площадка с детской скульптурной группой. Остатки белого гипса на сочной летней траве красноречивее слов говорят о потерях не только этой женщины.

В фильме широко использованы выразительные средства документального телевизионного кино. То, что было поминутно впечатлением хроникеров (картина снята в основном репортажным методом), на экране становится воплощением характерных признаков времени, увиденных в реальных человеческих судьбах. Поистине бесценная возможность документального кинематографа - еще и еще раз повторить отмеренные историей минуты человеческого существования - служит в картине своеобразным сюжетным стержнем.

Герои картины, рассказывая о своих впечатлениях, которые остались в памяти, словно заново переживают прошлое, но уже вместе со зрителем, с сегодняшним к нему отношением. Интервью, беседа в кадре здесь - не кинематографический прием. Они воспринимаются как цементирующее звено между прошлым и настоящим.

Слово в таких фильмах, где экранными средствами реконструируется история, всегда несет главную драматургическую нагрузку. Но картина «Дети Брестской крепости» не перегружена словесным материалом. Зрителю есть время для эмоциональной паузы, необходимой, чтобы до конца осознать информацию. Простой и вместе с тем четкий зрительный ряд. Авторы не стремились удивить зрителя изобретением неожиданных ракурсов, монтажными стыками. Все снято с единственно оправданной целью - сохранить непосредственность восприятия героев при встрече с детством. В сочетании с устным словом участников фильма зрительный ряд создает особый эмоциональный микроклимат, пробуждает мысли и чувства.