Брестская крепость: история строительства

С распадом Речи Посполитой в конце XVIII века часть ее территорий вошла в состав Российской империи, включая город Брест-Литовск. В конце ХVIII в. Для укрепления западных рубежей России царским правительством планировалось возведение 9 мощных крепостей, каждая из которых должна была служить опорным пунктом для действующей русской армии. Расположение города на Днепро-Бугском водном пути в узле дорог на Москву, Варшаву, Киев, Вильнюс давно определило его стратегическое значение как опорного пограничного пункта.

В 1796 году была организована экспедиция в западные губернии для проведения топографической съемки местности, в которой участвовал капитан К.И. Опперман.

Карл Иванович Опперман

Будучи офицером, а затем и управляющим организованного при Его Величестве императоре Павле I «Депо Карт», К. И. Опперман составил описание западной границы Российской империи, в котором, помимо прочего, указал на необходимость укрепления Брест-Литовска. Руководил работами по составлению полного атласа российских крепостей.

 Он изложил результаты работы в своей инструкции «Для осмотра новой границы с Пруссией и Австрией». А в плане к ней говорилось, что вдоль 200-километровой границы предлагалось возвести девять мощных крепостей первой линии, в их числе и крепость Брест-Литовск. Так еще в конце XVIII в. появилось Предложение о строительстве оборонительных укреплений у слияния рек Буга и Мухавца.

Генеральный план укреплений города Бреста за подписью Оппермана. Копия. Дата: 1830 г. Фрагмент.

 

В 1797 г. инженер-генерал Ф. П. Деволан представил первый проект строительства крепости на месте старого города. В последующие годы  были разработаны еще несколько проектов.

Деволлан Франц Павлович

Ход Отечественной войны 1812 г. подтвердил целесообразность строительства.  Для защиты западных границ в 1830 году императором Николаем I был подписан указ о начале строительства Брест-Литовской крепости.

Под строительство крепости была отведена территория Старого города, для чего пришлось снести или приспособить для других целей гражданские и культовые постройки XVI—XVIII вв. Жилые кварталы были запроектированы на два-три километра восточнее крепости. Был образован строительный комитет во главе с инженером-генералом Н. И. Малецким. Общее руководство строительством осуществлял начальник Западного Военного округа инженер генерал-майор И. И. Ден.

Иван Иванович Ден

В 1832 г. император Николай I поручил высшее наблюдение за ходом строительных работ генерал-фельмаршалу Ивану Федоровичу Паскевичу, наместнику Царства Польского, светлейшему князю Варшавскому, графу Эриванскому.

Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский

Царское правительство выделеило 500 000 рублей для закупки необходимых материалов на строительство крепости.В 1833 г. был утвержден проект крепости, разработанный военными инженерами К. И. Опперманом, Н. М. Малецким и А. И. Фельдманом.

Александр Иванович Фельдман

В этом же году начались массовые земляные работы, на время приостановленные большим пожаром, который уничтожил большую часть города. Окрестности старого города превратились в огромную строительную площадку.

По высочайшему Императорскому повелению г. Брест-Литовск, имевший восьмивековую историю, почти десятитысячное население, более 500 строений был перенесен на восток, а жители получили ссуду на постройку новых домов. Старинные постройки города были уничтожены или приспособлены для военных нужд.
1 июня 1836 года в торжественной обстановке был заложен первый камень в фундамент будущей казармы Цитадели. В основании будущей оборонительной казармы по старинной традиции замуровали бронзовую доску с надписью и шкатулку с монетами. В шкатулке находилась 21 монета: две золотые; тринадцать серебрянных, пять медных и платиновый трехрублевик. Эти уникальные реликвии были найдены в апреле 1953 года во время разборки завалов цитадели в районе Брестских ворот и переданы в краеведческий музей.

Через шесть лет, 26 апреля 1842 года над крепостью был поднят российский флаг и крепость Брест-Литовск вступила в состав действующих крепостей Российской империи. О важности крепости свидетельствовало то, что Николай I за время своего царствования посещал ее семь раз.

Русские военные инженеры, умело используя преимущества местности, создали укрепления, которые по тем временам были непреступны. Широкие рвы, заполненные водой, в сочетании с естественными рукавами рек образовали четыре острова.

Брестские крепостные укрепления заняли территорию около 4 кв. км на берегах Буга, Мухавца и каналов. Главное укрепление — Цитадель — разместилось на центральном острове и было окружено Волынским, Кобринским и Тереспольским укреплениями. Внешняя линия земляных валов превышала 6,5 км при высоте около 10 м. В толще валов находились многочисленные каменные казематы.

Карта-схема Брестской крепости ок. 1834 года

Цитадель была сплошь опоясана двухэтажными с подвалами казармами, повторяющими абрис острова. Их протяженность достигала 1800 м, что позволило разместить здесь пятьсот казематов, защищенных двухметровыми стенами. В наружных стенах казармы были не только окна, но и узкие прорези бойниц. Пять казематов казармы могли вместить гарнизон численностью до двенадцати тысяч солдат со всеми запасами, необходимыми для обеспечения этих войск в течении длительного времени.

Четверо ворот – Брестские (Трехарочные), Холмские, Тереспольские и Белостокские – через мосты соединяли Цитадель с предмостными укреплениями.  Связь предмостных укреплений с прилегавшей к крепости местностью осуществлялась через Северные ворота (Александровские), Восточные (Михайловские), Северо-Западные, Южные и Варшавский проезд (на западе).

Впоследствии мощь крепости еще более выросла за счет новых фортов и многокилометровых оборонительных линий. К началу XX в. Брест стал крепостью I класса, основным форпостом России на западной границе. Крепость являлась не только замечательным военно-инженерным сооружением, но и интересным архитектурно-художественным комплексом. Показательными в этом отношении были здания Инженерного управления и Белый дворец, построенные с использованием бывших монастырских корпусов, гарнизонная церковь (Д. Грим, 1879 г.), Холмские и Тереспольские ворота, мосты, офицерские дома и т. д.

Крепость казалась неприступной, но уже через два десятилетия она потребовала модернизации. Войны середины XIX века, в т.ч. Крымская война 1853-1856 гг., и принятие на вооружение большинством стран нарезной артиллерии дали к этому толчок. Выход был найден в строительстве фортов.

С 1878 по 1888 гг. вокруг крепостного ядра велось строительство первого пояса фортов на удалении 3-4 км, а накануне Первой мировой войны – второго на расстоянии 6-7 км. За годы модернизации вокруг основных укреплений крепости было возведено более 70 долговременных оборонительных сооружений.

В работе по модернизации и расширению принимали участие многие известные инженеры-фортификаторы. Среди них герои обороны Севастополя в Крымскую войну генерал 3. Тотлебен, военный инженер Д. Карбышев, впоследствии генерал, Герой Советского Союза.

Генеральный план Брестской крепости, ок. 1881 г.

Интересный факт: при строительстве Брестской крепости в середине XIX века был возведён висячий мост через реку Западный Буг, на тот момент самый крупный мост такой конструкции в Российской империи. Мост находился напротив Тереспольских ворот крепости.

Литература:

1. Брестская крепость. Война и мир : [история строительства и обороны. Мемориальный комплекс.] / автор концепци и текста А.Суворов. Брест: Полиграфика, 2010. 255 с.
2. Брестская крепость. Свидетельства времен : объекты, памятники, реликвии : [история крепости, музеи] / В. В. Губаренко и др. Брест, 2008. 67 с.
3. Брестская крепость на ветрах истории : [170-летию истории Брестской крепости] / автор концепции и текста А.М.Суворов; под редакцией В. В. Губаренко, Л. А. Цуприка. Брест: Редакция журнала СЭЗ, 2007. 151 с.
4. Мороз, Валерий В. От Берестья до Бреста из века в век : [история г. Бреста и Брестской крепости в XIII—XXI вв.] / В. Мороз, В. Ежелов.- Брест: Академия, 2004. 229 с.
5. Брест. Путешествие сквозь века : [история г. Бреста 1019-2003 гг] / составители : И. Б. Лавровская, А. П. Кондак. Минск: ТАРПЕЙ принтинг хаус, 2003. 21с.
6. Брестская крепость : Страницы истории. 1830—2000. Брест : Брестский городской исполком, 2000. 32 с.
7. Брестская крепость : [история крепости] // Сто великих крепостей мира / автор-составитель Н. Н. Непомнящий. Москва, 2016. С. 73—79.
8. Курков, И. Н. Город на месте города : история Брестской крепости 20—30-ые гг. // Курков, И. Брестчина: легенды, события, люди / Илья Курков. Минск : Медиафакт, 2005. С. 207—209.
9. Павлова, Л. Новые архивные источники : презентовали на «крушлом столе» в Брестской крепости / Любовь Павлова // Брестский курьер. 2016. 5 мая (№ 19). С. 19.
10. Гребенников, О. В архивах еще много тайн : материалы российских архивов более чем 100-летней давности Брестской крепости планируется издать отдельным атласом / Олег Гребенников // Заря. 2016. 3 мая (№ 50). С. 5.
11. Глазов, В. Военспец Иван Белинский : крепость Брест-Литовска и путь длиною в век / Владимир Глазов // Брестский курьер. 2014. 27 ноября (№ 48). С. 20.
12. Головко, С. Форпост мужества : [история Брестской крепости с 1830 года, первые дни войны 1941г.] / Сергей Головко // Беларуская думка. 2014. № 4. С. 12—19.
13. Глазов, В. Генерал Михаил Грулев : карьера от Брест-Литовска до Брест-Литовска / Владимир Глазов // Брестский курьер. 2013. Ноябрь (№ 48). С. 20.
14. Рубашевский, ю. Инженер, «исправивший» крепость : [Эдуард Тотлебен] / Юрий Рубашевский // Вечерний Брест . 2013. 6 февраля.
15. Пискур, Д. Город и крепость: узел судьбы / Дмитрий Пискур // Брестский вестник. 2012. 26 апреля.
16. Козлович, В. Явь старых бастионов : 170 лет назад было завершено строительство легендарной Брестской крепости / Валентина Козлович // Союз Беларусь-Россия. 2012. 19 апреля (№ 15). С. 5.
17. Адамянц-Подъяков, В. Первый комендант Брест-Литовской крепости : краткая биография А.Ф. Ляховича (г.ж. 1770-1843) / В. Адамянц-Подъяков // Заря. 2006. 28 сентября. С. 5.
18. Адамянц-Подъяков, В. Государь-император Николай І семь раз посещал крепость / В. Адамянц-Подъяков // Заря. 2006. 10 июня. С. 4.
19. Цапков, В. Доходы и расходы строителей Брестской крепости / Валерий Цапков // Брестский курьер. 2005. 1 декабря.
20. Жуков, К. Инженер Брест-Литовской крепости : биография Бориса Рафаиловича Доброшинского, инженера российской армии / К. Жуков // Белорусская военная газета. 2005. 27 июля. С. 7.
21. Клугер, Д. Комендант Брестской крепости : история жизни М. Грудева (1857 —1912 гг.) / Д. Клугер // Вести-2. 2004. 15 янваяря. С.16—17.
22. Рубашевский, Ю. Как закалялись коммунары [об истории строительства Брестской крепости и роли Никалая II ] / Юрий Рубашевский // Вечрний Брест.1997. 4 января.
23. Рубашевский, Ю. Шкатулка в основании : [об истории строительства Брестской крепости] / Юрий Рубашевский // Брестский курьер.1995. (№ 22).
24. Абрамов, В. Первый камень: [об истории строительства Брестской крепости] / В. Абрамов // Заря. 1986. 5 июля .
25. Борисовец, А. Как стоили крепость / А. Борисовец // Заря. 1980. 30 мая.