С распадом Речи Посполитой в конце XVIII века часть ее территорий вошла в состав Российской империи, включая город Брест-Литовск. В конце ХVIII в. Для укрепления западных рубежей России царским правительством планировалось возведение 9 мощных крепостей, каждая из которых должна была служить опорным пунктом для действующей русской армии. Расположение города на Днепро-Бугском водном пути в узле дорог на Москву, Варшаву, Киев, Вильнюс давно определило его стратегическое значение как опорного пограничного пункта.
В 1796 году была организована экспедиция в западные губернии для проведения топографической съемки местности, в которой участвовал капитан К.И. Опперман.
Карл Иванович Опперман
Будучи офицером, а затем и управляющим организованного при Его Величестве императоре Павле I «Депо Карт», К. И. Опперман составил описание западной границы Российской империи, в котором, помимо прочего, указал на необходимость укрепления Брест-Литовска. Руководил работами по составлению полного атласа российских крепостей.
Он изложил результаты работы в своей инструкции «Для осмотра новой границы с Пруссией и Австрией». А в плане к ней говорилось, что вдоль 200-километровой границы предлагалось возвести девять мощных крепостей первой линии, в их числе и крепость Брест-Литовск. Так еще в конце XVIII в. появилось Предложение о строительстве оборонительных укреплений у слияния рек Буга и Мухавца.
Генеральный план укреплений города Бреста за подписью Оппермана. Копия. Дата: 1830 г. Фрагмент.
В 1797 г. инженер-генерал Ф. П. Деволан представил первый проект строительства крепости на месте старого города. В последующие годы были разработаны еще несколько проектов.
Деволлан Франц Павлович
Ход Отечественной войны
Под строительство крепости была отведена территория Старого города, для чего пришлось снести или приспособить для других целей гражданские и культовые постройки XVI—XVIII вв. Жилые кварталы были запроектированы на два-три километра восточнее крепости. Был образован строительный комитет во главе с инженером-генералом Н. И. Малецким. Общее руководство строительством осуществлял начальник Западного Военного округа инженер генерал-майор И. И. Ден.
Иван Иванович Ден
В 1832 г. император Николай I поручил высшее наблюдение за ходом строительных работ генерал-фельмаршалу Ивану Федоровичу Паскевичу, наместнику Царства Польского, светлейшему князю Варшавскому, графу Эриванскому.
Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский
Царское правительство выделеило 500 000 рублей для закупки необходимых материалов на строительство крепости.В 1833 г. был утвержден проект крепости, разработанный военными инженерами К. И. Опперманом, Н. М. Малецким и А. И. Фельдманом.
Александр Иванович Фельдман
В этом же году начались массовые земляные работы, на время приостановленные большим пожаром, который уничтожил большую часть города. Окрестности старого города превратились в огромную строительную площадку.
По высочайшему Императорскому повелению г. Брест-Литовск, имевший восьмивековую историю, почти десятитысячное население, более 500 строений был перенесен на восток, а жители получили ссуду на постройку новых домов. Старинные постройки города были уничтожены или приспособлены для военных нужд.
1 июня 1836 года в торжественной обстановке был заложен первый камень в фундамент будущей казармы Цитадели. В основании будущей оборонительной казармы по старинной традиции замуровали бронзовую доску с надписью и шкатулку с монетами. В шкатулке находилась 21 монета: две золотые; тринадцать серебрянных, пять медных и платиновый трехрублевик. Эти уникальные реликвии были найдены в апреле 1953 года во время разборки завалов цитадели в районе Брестских ворот и переданы в краеведческий музей.
Через шесть лет, 26 апреля 1842 года над крепостью был поднят российский флаг и крепость Брест-Литовск вступила в состав действующих крепостей Российской империи. О важности крепости свидетельствовало то, что Николай I за время своего царствования посещал ее семь раз.
Русские военные инженеры, умело используя преимущества местности, создали укрепления, которые по тем временам были непреступны. Широкие рвы, заполненные водой, в сочетании с естественными рукавами рек образовали четыре острова.
Брестские крепостные укрепления заняли территорию около 4 кв. км на берегах Буга, Мухавца и каналов. Главное укрепление — Цитадель — разместилось на центральном острове и было окружено Волынским, Кобринским и Тереспольским укреплениями. Внешняя линия земляных валов превышала 6,5 км при высоте около 10 м. В толще валов находились многочисленные каменные казематы.
Карта-схема Брестской крепости ок. 1834 года
Цитадель была сплошь опоясана двухэтажными с подвалами казармами, повторяющими абрис острова. Их протяженность достигала
Четверо ворот – Брестские (Трехарочные), Холмские, Тереспольские и Белостокские – через мосты соединяли Цитадель с предмостными укреплениями. Связь предмостных укреплений с прилегавшей к крепости местностью осуществлялась через Северные ворота (Александровские), Восточные (Михайловские), Северо-Западные, Южные и Варшавский проезд (на западе).
Впоследствии мощь крепости еще более выросла за счет новых фортов и многокилометровых оборонительных линий. К началу XX в. Брест стал крепостью I класса, основным форпостом России на западной границе. Крепость являлась не только замечательным военно-инженерным сооружением, но и интересным архитектурно-художественным комплексом. Показательными в этом отношении были здания Инженерного управления и Белый дворец, построенные с использованием бывших монастырских корпусов, гарнизонная церковь (Д. Грим,
Крепость казалась неприступной, но уже через два десятилетия она потребовала модернизации. Войны середины XIX века, в т.ч. Крымская война 1853-1856 гг., и принятие на вооружение большинством стран нарезной артиллерии дали к этому толчок. Выход был найден в строительстве фортов.
С 1878 по 1888 гг. вокруг крепостного ядра велось строительство первого пояса фортов на удалении 3-4 км, а накануне Первой мировой войны – второго на расстоянии 6-7 км. За годы модернизации вокруг основных укреплений крепости было возведено более 70 долговременных оборонительных сооружений.
В работе по модернизации и расширению принимали участие многие известные инженеры-фортификаторы. Среди них герои обороны Севастополя в Крымскую войну генерал 3. Тотлебен, военный инженер Д. Карбышев, впоследствии генерал, Герой Советского Союза.
Генеральный план Брестской крепости, ок. 1881 г.
Интересный факт: при строительстве Брестской крепости в середине XIX века был возведён висячий мост через реку Западный Буг, на тот момент самый крупный мост такой конструкции в Российской империи. Мост находился напротив Тереспольских ворот крепости.
Литература:
1. Брестская крепость. Война и мир : [история строительства и обороны. Мемориальный комплекс.] / автор концепци и текста А.Суворов. Брест: Полиграфика, 2010. 255 с.
2. Брестская крепость. Свидетельства времен : объекты, памятники, реликвии : [история крепости, музеи] / В. В. Губаренко и др. Брест, 2008. 67 с.
3. Брестская крепость на ветрах истории : [170-летию истории Брестской крепости] / автор концепции и текста А.М.Суворов; под редакцией В. В. Губаренко, Л. А. Цуприка. Брест: Редакция журнала СЭЗ, 2007. 151 с.
4. Мороз, Валерий В. От Берестья до Бреста из века в век : [история г. Бреста и Брестской крепости в XIII—XXI вв.] / В. Мороз, В. Ежелов.- Брест: Академия, 2004. 229 с.
5. Брест. Путешествие сквозь века : [история г. Бреста 1019-2003 гг] / составители : И. Б. Лавровская, А. П. Кондак. Минск: ТАРПЕЙ принтинг хаус, 2003. 21с.
6. Брестская крепость : Страницы истории. 1830—2000. Брест : Брестский городской исполком, 2000. 32 с.
7. Брестская крепость : [история крепости] // Сто великих крепостей мира / автор-составитель Н. Н. Непомнящий. Москва, 2016. С. 73—79.
8. Курков, И. Н. Город на месте города : история Брестской крепости 20—30-ые гг. // Курков, И. Брестчина: легенды, события, люди / Илья Курков. Минск : Медиафакт, 2005. С. 207—209.
9. Павлова, Л. Новые архивные источники : презентовали на «крушлом столе» в Брестской крепости / Любовь Павлова // Брестский курьер. 2016. 5 мая (№ 19). С. 19.
10. Гребенников, О. В архивах еще много тайн : материалы российских архивов более чем 100-летней давности Брестской крепости планируется издать отдельным атласом / Олег Гребенников // Заря. 2016. 3 мая (№ 50). С. 5.
11. Глазов, В. Военспец Иван Белинский : крепость Брест-Литовска и путь длиною в век / Владимир Глазов // Брестский курьер. 2014. 27 ноября (№ 48). С. 20.
12. Головко, С. Форпост мужества : [история Брестской крепости с 1830 года, первые дни войны 1941г.] / Сергей Головко // Беларуская думка. 2014. № 4. С. 12—19.
13. Глазов, В. Генерал Михаил Грулев : карьера от Брест-Литовска до Брест-Литовска / Владимир Глазов // Брестский курьер. 2013. Ноябрь (№ 48). С. 20.
14. Рубашевский, ю. Инженер, «исправивший» крепость : [Эдуард Тотлебен] / Юрий Рубашевский // Вечерний Брест . 2013. 6 февраля.
15. Пискур, Д. Город и крепость: узел судьбы / Дмитрий Пискур // Брестский вестник. 2012. 26 апреля.
16. Козлович, В. Явь старых бастионов : 170 лет назад было завершено строительство легендарной Брестской крепости / Валентина Козлович // Союз Беларусь-Россия. 2012. 19 апреля (№ 15). С. 5.
17. Адамянц-Подъяков, В. Первый комендант Брест-Литовской крепости : краткая биография А.Ф. Ляховича (г.ж. 1770-1843) / В. Адамянц-Подъяков // Заря. 2006. 28 сентября. С. 5.
18. Адамянц-Подъяков, В. Государь-император Николай І семь раз посещал крепость / В. Адамянц-Подъяков // Заря. 2006. 10 июня. С. 4.
19. Цапков, В. Доходы и расходы строителей Брестской крепости / Валерий Цапков // Брестский курьер. 2005. 1 декабря.
20. Жуков, К. Инженер Брест-Литовской крепости : биография Бориса Рафаиловича Доброшинского, инженера российской армии / К. Жуков // Белорусская военная газета. 2005. 27 июля. С. 7.
21. Клугер, Д. Комендант Брестской крепости : история жизни М. Грудева (1857 —1912 гг.) / Д. Клугер // Вести-2. 2004. 15 янваяря. С.16—17.
22. Рубашевский, Ю. Как закалялись коммунары [об истории строительства Брестской крепости и роли Никалая II ] / Юрий Рубашевский // Вечрний Брест.1997. 4 января.
23. Рубашевский, Ю. Шкатулка в основании : [об истории строительства Брестской крепости] / Юрий Рубашевский // Брестский курьер.1995. (№ 22).
24. Абрамов, В. Первый камень: [об истории строительства Брестской крепости] / В. Абрамов // Заря. 1986. 5 июля .
25. Борисовец, А. Как стоили крепость / А. Борисовец // Заря. 1980. 30 мая.