«Бессмертный гарнизон» (1956)

«Бессмертный гарнизон» — художественный фильм о защитниках Брестской крепости, снятый в 1956 году режиссёрами Захаром Аграненко и Эдуардом Тиссэ по сценарию Константина Симонова.

Фильм посвящён подвигу защитников Брестской крепости. Время действия: 22 июня — 20 июля 1941 года, первые дни Великой Отечественной войны. В ленте отражен всенародный патриотический подъём в дни фашистского нашествия, самоотверженность и сплоченность советских людей перед лицом врага.

Поскольку к моменту создания фильма были установлены не все имена героев Брестской крепости (книга-исследование С. Смирнова «Брестская крепость» была опубликована лишь в 1957 году), герои фильма выведены под вымышленными именами, но детали их подвигов перекликаются с реальными событиями.

Война в «Бессмертном гарнизоне» показана в ее подлинной, жестокой, кровавой страде, в горестных моментах неудач. Гибнет расчет орудия: мечется смертельно раненный парень, еще несколько часов назад целовавшийся с любимой, сдаются в плен семьи командиров. Цепляясь за стены, с трудом перелезая через груды битого кирпича, идут цепочкой женщины, неся на руках малых детей, прижимая их к груди, высоко подняв белый флаг. Их провожают глазами мужья, братья, отцы, с которыми им не суждено больше встретиться.

«Бессмертный гарнизон» впервые приоткрыл на экране трагедию 41-го года и в то же время — это было ясно уже в момент его появления — чего-то очень существенного о ней не рассказал.

Зритель не увидел на экране того нравственного кризиса, той трагической переоценки ценностей, которую несомненно пережили защитники Бреста. Еще две-три недели тому назад они успокаивали себя: никто не посмеет на них напасть. Получали приказы: самое главное — не поддаваться на провокации. Ну, а если кто посмеет тронуть, «пойдут машины в яростный поход». «Воевать будем только на чужой территории»... а сегодня, в одиночестве, окруженные врагами, не зная еще течения войны, но понимая, что наша армия отступает на Восток, они отчаянно, насмерть бьются с врагом. И какое мужество, какая беззаветная преданность нужны были, чтобы преодолеть этот кризис и, осознав подлинную горькую правду, в свой предсмертный час не заколебаться, не дрогнуть, вести последний бой!

Но создатели фильма прошли мимо этих внутренних конфликтов, традиционное в кинематографе предшествующих лет, прямое столкновение двух воюющих сторон оказалось и здесь единственным столкновением.

Восемь лет должно было пройти, прежде чем мы увидели «Живые и мертвые» на экране. Но в 56-м году в «Бессмертном гарнизоне» — и это очень важно — правда истории уже прорвалась на экран, хотя была еще урезана традиционными точками зрения.

В «Бессмертном гарнизоне» нет помпезности, официальной торжественности. На экран возвращается Симонов — автор «Парня из нашего города» и фронтовых дневников, с его умением подметить бытовые, характерные черточки времени, передать теплоту семейных отношений, уют обжитого дома.

Спокойный, мирный городишко с извозчиками, помнящими, как они «господ офицеров возили», знакомый военный комендант, охотно берущий на хранение чемодан до утра, целующиеся пары под густыми кронами деревьев. Семейные размолвки, заботы и маленькие радости — и вдруг с первым взрывом, сметнувшим со стола недочитанную «Анну Каренину», разлетается эта жизнь.

Даже в рассказе о событии эпическом, которому было бы уместно посвятить патетическую поэму, фреску, авторы сознательно настаивают на изображении войны как работы — трудного и все же существующего быта. Герои прочно привязаны к своим бытовым, житейским делам и в мирной и в военной жизни. Сначала сборы на курорт, заботы о дочери и «как там в лагере бойцы», потом — сколько убито фашистов, починили ли рацию, «нужно достать воды». И в этих простых вещах, в ежечасных, скромных поступках и проявляется, по мысли авторов, характер людей, высокая героика защитников Бреста.

В «Бессмертном гарнизоне» очень ясно проявилось как движение, уже происшедшее в кино, уже проявившееся к 56-му году, так и та инерция, которая еще сковывала его возможности. Фильм еще не сказал о тяжелом кризисе первых месяцев войны, который пережила и с честью преодолела в это время армия и страна. Но в нем уже была показана настоящая война, с ее драмами, с ее кровью, с мужеством людей, до конца защищающих свою землю. В нем ощущалось отчетливое желание избежать пустых фраз и декларативных чувств. Его герои уже окружены бытом, их заботы, интересы не исчерпываются служебными обязанностями, но образы еще лишены самостоятельной жизни, они умозрительны.

Призы: Почетный диплом МКФ в Венеции (Венецианский международный кинофестиваль) (1956)