#заходнебеларускаяятлантыда

Ігар Мельнікаў “Заходнебеларуская Атлантыда. 1921-1941 гг.: Паміж Варшавай і Масквой”

 

"Так, ну я лірычных песень не спяваю", - не раз заяўляў Высоцкі на сваіх выступленнях. Вось і я, чытаю тое, што нясе ў сабе жыццёвую мудрасць, гісторыю, філасофію, пазнанне. Хоць… як той казаў: "На густ і колер…. І не заракайся…"
 Ігар Мельнікаў “Заходнебеларуская Атлантыда. 1921-1941 гг.:  Паміж Варшавай і Масквой”. Кніга выдавецтва “Галіяфы”.
   Даўно чакаў працягу двух папярэдніх кніг гэтага аўтара, якія былі прысвечаны Заходняй Беларусі.
  
Многія, з кім я размаўляю пра гісторыю, глядзяць на Беларусь савецкімі штампамі, гэта ж кніга – зусім іншы позірк на гісторыю краіны.
   Кніга прысвечана малавядомым старонкам гісторыі Беларусі ў міжваеннае дваццацігоддзе, час складаны і супярэчлівы. Вялікая ўвага надаецца сюжэтам, звязаным як з гісторыяй заходнебеларускага рэгіёна, так і з БССР. У кнізе шмат дакументальных матэрыялаў з польскіх і беларускіх газет таго часу, з перыядычных выданняў і архіваў краін Еўропы, суседніх з Беларуссю. Мне гэта заўсёды імпануе, бо можна самому зрабіць высновы пра час,  пазнаць думкі, мары і трывогі людзей, апынуўшыся паміж жорнамі гісторыі.

Калі вы прачытаеце гэту кнігу, то даведаецеся пра:

-       Кобрынскую трагедыю 1939 года;

-       Забойствы ў Белавежскай пушчы;

-       Што такое “Дакар” па заходне-беларуску;

-       Беларускіх кантрабандыстаў 30-х;

-       Беларускіх партызанаў Рэчы Паспалітай;

-       “Шэўрале” для Янкі Купалы і гэтак далей…

 

А тым, хто не любіць чытаць па беларуску, думаю, будзе вельмі цікава паглядзець на здымкі тых часоў, якіх шмат ў гэтай кнізе.
   Цяжкія і ў той жа час узнёслыя думкі пасля прачытання гэтае кнігі. Адно турбуе… Як дагрукацца да беларусаў, каб яны пачалі шанаваць сваю годнасць і гісторыю?..

Четверг, 06 Декабрь 2018

Дэн Симмонс «Террор»

 brovach-bibliotekaРоман для тех, кто скучает по зиме!

Недавно вышел сериал по этой книге. Надеюсь, вы его не смотрели. И даже не думайте тратить на него время – читайте книгу! Она в сто раз круче!

У меня не сложилось с королем ужасов Стивеном Кингом (после рекомендации Игоря Пашечко постараюсь исправиться!), но пока «Террор» - это самая страшная книга из тех, что я читала. Не считая, конечно, книг про репрессии и Холокост, но, я надеюсь, вы понимаете, что там другой ужас.

Вообще-то я не любитель такого жанра. Взяться за эту книгу меня побудило одно ключевое слово: Арктика. Я уже почти забыла, как выглядит зима – ну, не мне вам, брестчанам, об этом рассказывать. Решила погрузиться в атмосферу севера хотя бы в книге.

Сюжет пересказывать не буду, почитаете в аннотации. Если коротко – это история про полярную экспедицию 1845-го года и про то, как два корабля «Террор» и «Эребус» потерялись во льдах за полярным кругом.

Первое, что я сказала, когда закончила читать эту книгу: «Господи, спасибо, что выжила!» Это все как будто происходило со мной: постоянные холод и страх, одиночество и безысходность, цинга…

Мне казалось, что я в эту книгу просто вмёрзла. И никуда не денешься: тебя вырвали из жизни, бросили на льдину за полярным кругом – и выживай, как хочешь.

Эта книга отучила меня читать во время еды. Во-первых, как-то стыдно заниматься практически обжорством в то время, когда твои товарищи моряки (ну а как их еще назвать - ведь они стали почти родными!) давятся консервами и галетами. И, во-вторых, никогда не знаешь, что будет в следующем абзаце - может, сложные и непонятные корабельные термины, по которым проводишь взглядом лишь мельком... А может как раз в тот момент, когда я села поесть, матросу понадобится ампутировать ногу!

Из-за этой книги я потеряла сон. Как одержимая, глотала страницу за страницей, задерживая дыхание на самых отвратительных эпизодах и кусая щёки изнутри от волнения. Чудовище или показалось? Выживут или не выживут? Доплывут? Замёрзнут? Их найдут?

Читать эту книгу рекомендую по трём причинам.

Первая. Это отличная, не второсортная литература. Повороты сюжета, прорисовка героев, чувство текста – всё на месте.

Вторая. Это очень атмосферная книга. Читать про разорванные тела морских пехотинцев противно, но не это самое пугающее. Страх – один из главных героев романа. Необъяснимый, иррациональный страх, от которого невозможно отделаться, он заполнил собой всё и преломляет реальность – и по-другому нельзя, на грани жизни и смерти невозможно не бояться.

Третья. Эта книга о том, какой ценой в прошлом давались географические исследования, благодаря которым мы с вами сейчас так много знаем о нашей земле.

Никогда раньше не задумывалась, что за привычными названиями вроде море Лаптевых, мыс Челюскин, Берингов пролив стоят такие суровые испытания.

В общем, читайте!

Поговорим о страхе…

   С прошлого года я упиваюсь творчеством Стивена Кинга. Я не могу оторваться.
Уехав в лес, где из гаджетов у меня был только мой старый Windows Phone  с маленьким экраном (везти бумажные издания в лес не было никакой возможности), я читал Кинга на этом маленьком экране – утром, вечером, после обеда, ожидая пока прогорят угли в мангале, в перерывах между заходами в парилку и сердитыми криками маленькой дочки. Я упивался словом, историями, персонажами, идеями - ВСЕМ.
   До этого фанатом Кинга я не был. Хотя этот писатель был мне интересен – в юности я впечатлился «Кляксой» (честно, не помню, как точно назывался этот рассказ), где компания на плоту была атакована жутким монстром, затягивающим в воду прямо через доски. В рассказе меня впечатлило так же описание отчаянного полового акта, во время которого клякса сожрала девушку. Затем я прочитал от корки до корки «Сияние» и, хотя на тот момент у меня не было ни сумасшествия, ни алкогольных психозов, характер и поведение Джека Торренса заставили меня глубоко задуматься: я ощутил нечто неуловимо знакомое…
   Но всё же, больше Кинга я знал по экранизациям – потрясающая «Зелёная миля» (надо обязательно пересмотреть, шикарный фильм!), жуткая «Кристина», леденящий «Иногда они возвращаются», бесподобный «1408», …
   А тут в первый день отпуска, я купил себе ради интереса «Н.» - небольшой рассказ и залип с первых же страниц. Потрясающе.

   В лесу я читал «Ночную смену», сборник рассказов 1978 года – это целая обойма хитов: «Земляничная весна», «Серая дрянь», «Иногда они возвращаются», «Сражение», «Ночная смена» – кладезь первостатейной жути, написанной коротко, ёмко и бесконечно талантливо.
   Сейчас одна из моих настольных - “Как писать книги”, в которой Кинг делится своими навыками, инструментами и наработками. Особенно заинтересовало вот что - Кинг говорит, что не придумывает свои произведения, он их находит и откапывает, словно древние окаменелости. «Роман не пишут, - говорит он, - роман пишется сам». И предлагает упражнение. Завязка истории - психопатка-жена, сбежавшая из сумасшедшего дома, преследует своего мужа. Далее следует сесть и писать, причём не выдумывать, а пустить историю развиваться саму по себе. После окончания упражнения Кинг предлагает прислать то, что получилось ему на сайт.
    Я с удовольствием приступил. Это было удивительное ощущение! История рванула вперёд и стала развиваться передо мной как захватывающий фильм, я еле успевал записывать! А через день мне стало страшно. Реально страшно. Потому что я почувствовал совершенно самостоятельную жизнь, которая рождается сама, я только помогаю. Жизнь жуткую, наполненную страхом и кровавой резнёй. Я увидел это ночью, когда не мог уснуть и очередной леденящий эпизод разворачивался перед моим мысленным взглядом. И я не стал продолжать. И подивился смелости и рассудку писателя, который всю свою жизнь находится рядом с подобными ощущениями.
    Но инструмент я взял себе на вооружение. И сейчас, когда пишу, будь то сценарий или пост, я просто открываю перед новой историей дверь, а сам иду вслед за ней. Уникальная штука!

pashechko

Четверг, 22 Ноябрь 2018

Михаил Шишкин «Письмовник»

Михаил Шишкин «Письмовник»Не так давно на вопрос «Что тебе привезти из России?» приятельница ответила «Книгу! Какую – решай сама». Она человек очень тонкий, светлый, и безошибочный выбор мною был сделан отнюдь не сразу… Но вот найти эту книгу сейчас очень трудно. Весь тираж раскуплен, перепродажи в букинистике редки и стоят больших денег. Но попытаться стоит! И мне доподлинно известно, что книга есть в библиотеке, на сайте которой вы находитесь.

Михаил Шишкин один из немногих авторов, которые способны создавать невероятные, абсолютно живые образы. А ещё он в каждой своей книге очень разный.

Я пока что больше всего люблю «Письмовник». При довольно несложном в завязке сюжете – мальчик Вова и девочка Саша, которых связывает дружба и первая влюбленность, после своего нежного, очень трогательного дачного романа, оказываются разделены тысячами километров и пишут друг другу письма. Вовка попадает на войну, на китайскую границу, Саша учится в мединституте. И вся их жизнь проступает мелкими деталями написанных сюжетов и воспоминаний – простых, чистых, искренних, осязаемых.

«Почему-то особенно бывает жалко невинно убиенного царевича в матроске. Женщины, старики и дети как-то привычно проскальзывают мимо ушей, а тут матроска». «Вылезаешь из воды и ощипываешь с себя водоросли. Я легла загорать, закрыла лицо майкой, ветер шуршит, как накрахмаленное белье. И вдруг что-то в пупке щекотное – открываю глаза, а это ты тонкой струйкой сыплешь из кулака песок мне на живот». «Принес тазик с горячей водой, стал его обмывать. Тело старое, заброшенное, жалкое. Никто его годами не гладил. И вот я мою его ноги, страшные скрюченные пальцы, а ногтей почти и нет – все съел грибок. Протираю губкой все его раны, шрамы – и тихо с ним разговариваю: ну что, отец, тяжелая у тебя получилась жизнь? Нелегко, когда тебя никто не любит. Да и как это в твоём-то возрасте жить на улице бездомной собакой? Но теперь-то всё закончилось. Отдохни! Теперь всё хорошо. Ничего не болит, никто не гонит. И вот так мыл его и разговаривал. Не знаю, помогло ли это ему в смерти, но мне это очень помогло жить».

От таких вот как раз деталей мир в «Письмовнике» становится абсолютно правдоподобным. Никаких экранизаций не нужно, и так всё прорисовано предельно, ни добавить, ни убавить. «У меня её сперли. В смысле, пилотку. А встать в строй без пилотки – это нарушение устава, короче, преступление. Наш начальников начальник и командиров командир затопал ногами и пообещал, что я буду мыть сортир до скончания веков. – Языком вылижешь, падла! Так и сказал. Что ж, в военной речи есть что-то вдохновляющее. Где-то читал, что Стендаль научился писать просто и ясно, изучая боевые приказы Наполеона».

И знаете, что самое удивительное? Они очень разные. Написанные одним автором, но в точности так, как сказали бы вчерашние подростки с их переживаниями, ценностями и проблемами. Сюжет, казалось бы, незамысловат, и ты уже привыкаешь к этим двоим, и они стали твоими, живыми. Но всегда ж хорошо не бывает. Саша получает похоронку. Но письма продолжают приходить. Помните, такое рассказывали о войне, когда полевая почта опаздывала, и письма ещё шли, а отправителя уже давно не было в живых? Больно невероятно. Но… объяснять дальше сюжет на пальцах я не стану, ни к чему это. Главное – всё будет как надо. Мне даже иногда кажется, что они и сейчас где-то пишут друг другу.


Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»Пелевина тяжело рекомендовать. Очень уж он специфический. И всё равно хочется – попробуйте, вдруг понравится!

В его книге «Тайные виды на гору Фудзи» есть всё, за что любят этого автора. Безобразие, солипсизм, наркоманский бред, словесное жонглирование и сарказм – винегрет не для средних умов. Пелевин переосмысливает реальность и доводит её до абсурда. И за этим так увлекательно следить! Если вы устали от шквала новостей и давно уже не можете понять, что происходит, читайте об этом у Пелевина. Он хорошо ориентируется в трендах и ясно даёт понять: всё, что нам кажется важным, на самом деле не важно.

Эта книга – о погоне за счастьем, которое не купишь за деньги, и о женщинах и мужчинах (а также об их нелегких взаимоотношениях в условиях воинствующего феминизма, скандалов из-за домогательств и разочаровании друг в друге).

Меня сложно рассмешить фильмом или книгой, но у Пелевина почему-то получается. У него шуточки завуалированные, можно проскочить и ничего не заметить, но если напороться, то становится очень смешно. Хотя бы даже вот:

«Это был хоть и ожесточенный, но малоподвижный поединок – наподобие той непримиримой статической битвы, какая порой завязывается между двумя пассажирами метро за два сантиметра сиденья». 

Удачно ведь подмечено! И так изящно описано.

За что ещё я Пелевина люблю? За то, что он не морализаторствует. Поймёшь, какую идею хотел донести автор – молодец, нет – ну, что ж.

«Грести, – подумал он. – Надо опять грести. Все куда-то гребут… Зачем? Ни один ведь пока не доплыл. Ни один…»

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»

Четверг, 08 Ноябрь 2018

Дэн Браун «Происхождение»

Дэн Браун «Происхождение»Прочитал ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ роман Дэна Брауна "Происхождение". Брауна очень люблю - всегда поражает и впечатляет, хотя ингредиенты его бестселлеров практически идентичны: есть таинственная смерть (убийство, самоубийство) некоего известного и важного лица; есть профессор Роберт Лэнгдон, лично знавший покойного или соприкасался со сферой его деятельности; есть красивая женщина; есть таинственный убийца, за которым стоит РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩАЯ организация. Так же есть организация, не менее РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩАЯ, против которой  направлена агрессия - чаще всего это католическая церковь (что задолжала РКЦ Брауну неясно, но видимо неслабо). И, наконец, есть тайна, разгадка которой приведет к глобальным сдвигам в масштабах земного шара, потрясет все основы и уничтожит религию.

Всю дорогу Лэнгдон и красивая женщина пытаются раскрыть тайну. Делают они это, спасаясь от таинственного убийцы и других преследователей, но уже со стороны властей, потому что профессора и его даму, как правило, подставляют в самом начале повествования. Этот бег с препятствиями происходит в живописных уголках красивейших городов и в известнейших исторических местах, поэтому, если вы там не бывали, то лучше держите под рукой поисковик, чтобы понимать, где сейчас кого-то пытаются грохнуть или где зашифрована очередная подсказка. Немного утомляет, но это одна из уникальных черт брауновского стиля.

От "Происхождения" невозможно оторваться. В большей мере, чем от предыдущих романов писателя. Не только от лихости закрученного сюжета, но и от самой загадки.

Кто мы? Куда мы идем?

Кто нас создал - Бог?

Или мы продукт эволюции?

И куда мы движемся - что нас ждет в ближайшем будущем?

Известный компьютерный гений Эдмонд Кирш (собирательный образ, прототип Джобса и Цукерберга) с помощью ультрасовременных технологий открыл эту тайну...

И ведь что интересно - то, что  Браун подает в жанре беллетристики, вполне МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВДОЙ. И... может быть... правда и есть. Поданная лихо, сюжетно, фантастически, но правда.

После прочтения книги я почувствовал опустошение и одиночество. В голове была только одна мысль: "Ведь это уже происходит..."

Наверное, нужно было бы написать что-то по-осеннему меланхоличное или по-девичьи милое. Но нет! Осеннему призыву посвящается.

Давным-давно мне в интернете попалась книга Андрея Загорцева «Офицерская группа специального назначения». Согнувшись пополам, регулярно умирая со смеху, где-то в четвертой реинкарнации я её дочитала. И прочитала ещё раз. Потом залила в телефон и начала смеяться на людях. ОТставить лирику! «Группа специального назначения» и сборники откровенно юмористических рассказов-фельетонов на армейскую тему – это Загорцеву удается отлично! ОН виртуоз просоленного армейского юмора.

Когда короткие и забавные произведения закончились, я начала читать его олитературенные до романа воспоминания. Честно – у меня не было никогда ни интереса до военной разведки и морской пехоты (кроме того, что у них форма красивая). Но затягивает! И вот ты уже с легкостью ориентируешься в РГСпН и ВШД, которыми щедро пересыпан текст (автор первые пару раз заботливо расшифровывает аббревиатуры). Тебя не настораживают «вывод войск воздушным путем парашютным способом», «взрывные устройства и средства взрывания», кладовая становится «баталеркой», а табурет «банкой». И ты начинаешь понимать, что кроссфит – это, конечно, модно, а вот армейка – это реальная сила. Физическая подготовка, преодоление страха, моральная выдержка.

Да, хватает в этих байках и откровенной человеческой трагедии. Сразу хочу предупредить: Андрей Загорцев часто описывает события, имевшие место в Афганистане и Чечне (либо ссылается на них), к тому же употребляет нецензурную лексику. Все, кому это претит – имейте в виду, это не ваш автор. Для меня же на первый план всегда выходили такие важные вещи как офицерская честь, долг, ответственность и боевое братство. И, конечно, смекалка, живучесть и юмор, без которого, сами понимаете, в армии никуда.

И последнее - безусловно, это чтение категории «легче лёгкого», но порою и оно нам очень нужно.

 


Евгений Гришковец «Театр отчаяния. Отчаянный театр»К своему сожалению, завершил читать свежайший роман Гришковца "Театр отчаяния. Отчаянный театр". Давно я не испытывал во время чтения столько чувств сразу.

Коротко: это мемуарный роман, в котором Евгений Валерьевич рассказывает, как он искал и создавал свой театр, как пришёл к театру, "равному одному человеку". (К окончанию книги слово "Театр" меня уже, прямо скажем, подбешивало).

Я читал роман в поезде, на пляже, в номере, утром, ночью и днём. Читал, пока не начинало тошнить. Не мог оторваться. Мне было весело, горько, скучно, раздражённо, жгуче интересно. Но главное - я часто ощущал холод и боль в животе, стыд, удивление и самое настоящее отчаяние от УЗНАВАНИЯ. У меня ТАК БЫЛО!

В DramRockStudio, в театральном баре и в "Кирпиче", да много где ещё! Уникальность чтения Гришковца - ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Стопроцентная. Тем, кто создаёт театр, ОСОБЕННО тем, кто это делает не на базе  ГУ, не на зарплате, а сам, независимо, являясь и худруком, и актёром, и монтировщиком, и билетёром...

Читайте, друзья. Я очень много получил от этой книги. Евгению Валерьевичу... даже не знаю, что написать... Не могу подобрать нужное. Спасибо.

Дмитрий БыковПорекомендую книги для старшеклассников и их родителей. Не помню, когда и при каких обстоятельствах я начала читать Дмитрия Быкова, но это было давно и остановиться я не могу. Да, он сноб. Он вообще не всегда прав (на мой взгляд, особенно насчёт Бродского). Но это человек фантастической литературной эрудиции, причём в его сознании все авторы и книги не безлики – он легко говорит о своём мнении, аргументируя его цитатами.

Дмитрий БыковДмитрий БыковСегодня я хочу представить вам две его книги – это «Календарь»«Календарь-2. Споры о бесспорном»), и, безусловно, «Один. Сто ночей с читателем».

Это невероятный сёрф по литературному наследию от Марка Аврелия до Джорджа Мартина и его «Игры престолов». Это декаденты и диссиденты, Вася Шукшин и Гарри Поттер. И так ловко Быков связывает взгляды, мнения, анализирует, обращает внимание на какие-то нюансы творчества и биографии, что оторваться просто невозможно. Уже не раз ловила себя на том, что читаю (и перечитываю!) эти книги с открытым ртом и затаив дыхание, как в первый раз. Как дитя перед искусным иллюзионистом.

Почему они нужны старшекласснику? Там есть обоснованное мнение и его можно списать. И ещё я искренне и истово верую в думающих школьников. В славных живых пытливых ребятишек, которым не всё равно. Для них чтение этой книги будет прекрасной полемикой с автором, проверкой обоснованности своего мнения, тренингом по риторике. Это очень нужные дома книги, пожалуйста, прочтите их. Но при этом не забывайте, что любая литературная критика – это всего лишь взгляд одного отдельного человека. Можно ознакомиться, с уважением выслушать, но при этом не стоит забывать, что вы – Другой Отдельный Человек со своим мнением.

Дмитрий БыковКстати, не проходите мимо и литературных опытов Дмитрия Быкова. Написать «Июнь», книгу о восприятии начала  Той Самой Войны, написать её в 21 веке, когда уже всё сказано, издано и пережёвано – это казалось авантюрой. А он смог. Он показал себя как писатель и тонкий психолог.

Советую «Квартал» - роман-квест, сюжет которого вы можете прочитать в аннотации или рецензиях, но всё равно ничегошеньки не почувствуете, пока не прочитаете сами.

А это мистика на уровне обыкновенного чуда.

 

Четверг, 11 Октябрь 2018

Патрик Несс «Голос монстра»

Патрик Несс «Голос монстра»Это подростковая книга, но я её рекомендую взрослым тоже. Даже в первую очередь взрослым. Она о том, чего мы все боимся – о смерти.

Сюжет очень простой. У 13-летнего Конора больна мама. Он, с одной стороны, слабо понимает, что происходит – взрослые, как это часто бывает, стараются оберегать его от лишних переживаний: «Всё будет хорошо». Но, с другой стороны, мальчик достаточно взрослый, чтобы догадываться о том, как дела обстоят на самом деле. Каждую ночь Конор воображает, что к нему приходит дерево-монстр, которое растёт за окном, и рассказывает истории.

Не знаю, как эти притчи воспринял бы подросток – наверное, как нелепые и непонятные сказки. Но для меня было совершенно понятным, что в этих снах с мальчиком разговаривало не дерево-монстр, а его подсознание. И пусть в виде сказки, но взрослым об этом очень важно почитать. Нам всем придётся рано или поздно столкнуться со смертью, и поэтому нужно понимать, что происходит внутри у человека, который теряет близкого. И в особенности, что творится в душе у ребёнка, если он сталкивается со смертью впервые.

Патрик Несс «Голос монстра»Мальчику из книги было страшно, он чувствовал себя одиноким, винил себя… И только воображаемое дерево-монстр – а не люди, которые находятся рядом, увы - поддержало его в такой непростой ситуации. Дереву было интересно, что он чувствует на самом деле, и оно было готово разделить его невыносимую боль. И не призывало его поднять выше нос, держаться, не быть размазнёй - ведь так обычно говорят тем, кто переживает горе. Дерево-монстр не уверяло, что всё будет хорошо, потому что это неправда. Не будет: мама умирает.

«А Конор всё кричал, кричал и кричал, переполненный болью и печалью…

И он сказал. Он сказал правду.

Он закончил Четвертую историю.

- Я не мог этого больше вытерпеть!»

Страница 1 из 3

Сейчас 206 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© 2018 Государственное учреждение культуры "Брестская центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина". Все права защищены.