Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»Пелевина тяжело рекомендовать. Очень уж он специфический. И всё равно хочется – попробуйте, вдруг понравится!

В его книге «Тайные виды на гору Фудзи» есть всё, за что любят этого автора. Безобразие, солипсизм, наркоманский бред, словесное жонглирование и сарказм – винегрет не для средних умов. Пелевин переосмысливает реальность и доводит её до абсурда. И за этим так увлекательно следить! Если вы устали от шквала новостей и давно уже не можете понять, что происходит, читайте об этом у Пелевина. Он хорошо ориентируется в трендах и ясно даёт понять: всё, что нам кажется важным, на самом деле не важно.

Эта книга – о погоне за счастьем, которое не купишь за деньги, и о женщинах и мужчинах (а также об их нелегких взаимоотношениях в условиях воинствующего феминизма, скандалов из-за домогательств и разочаровании друг в друге).

Меня сложно рассмешить фильмом или книгой, но у Пелевина почему-то получается. У него шуточки завуалированные, можно проскочить и ничего не заметить, но если напороться, то становится очень смешно. Хотя бы даже вот:

«Это был хоть и ожесточенный, но малоподвижный поединок – наподобие той непримиримой статической битвы, какая порой завязывается между двумя пассажирами метро за два сантиметра сиденья». 

Удачно ведь подмечено! И так изящно описано.

За что ещё я Пелевина люблю? За то, что он не морализаторствует. Поймёшь, какую идею хотел донести автор – молодец, нет – ну, что ж.

«Грести, – подумал он. – Надо опять грести. Все куда-то гребут… Зачем? Ни один ведь пока не доплыл. Ни один…»

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»

Четверг, 08 Ноябрь 2018

Дэн Браун «Происхождение»

Дэн Браун «Происхождение»Прочитал ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ роман Дэна Брауна "Происхождение". Брауна очень люблю - всегда поражает и впечатляет, хотя ингредиенты его бестселлеров практически идентичны: есть таинственная смерть (убийство, самоубийство) некоего известного и важного лица; есть профессор Роберт Лэнгдон, лично знавший покойного или соприкасался со сферой его деятельности; есть красивая женщина; есть таинственный убийца, за которым стоит РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩАЯ организация. Так же есть организация, не менее РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩАЯ, против которой  направлена агрессия - чаще всего это католическая церковь (что задолжала РКЦ Брауну неясно, но видимо неслабо). И, наконец, есть тайна, разгадка которой приведет к глобальным сдвигам в масштабах земного шара, потрясет все основы и уничтожит религию.

Всю дорогу Лэнгдон и красивая женщина пытаются раскрыть тайну. Делают они это, спасаясь от таинственного убийцы и других преследователей, но уже со стороны властей, потому что профессора и его даму, как правило, подставляют в самом начале повествования. Этот бег с препятствиями происходит в живописных уголках красивейших городов и в известнейших исторических местах, поэтому, если вы там не бывали, то лучше держите под рукой поисковик, чтобы понимать, где сейчас кого-то пытаются грохнуть или где зашифрована очередная подсказка. Немного утомляет, но это одна из уникальных черт брауновского стиля.

От "Происхождения" невозможно оторваться. В большей мере, чем от предыдущих романов писателя. Не только от лихости закрученного сюжета, но и от самой загадки.

Кто мы? Куда мы идем?

Кто нас создал - Бог?

Или мы продукт эволюции?

И куда мы движемся - что нас ждет в ближайшем будущем?

Известный компьютерный гений Эдмонд Кирш (собирательный образ, прототип Джобса и Цукерберга) с помощью ультрасовременных технологий открыл эту тайну...

И ведь что интересно - то, что  Браун подает в жанре беллетристики, вполне МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВДОЙ. И... может быть... правда и есть. Поданная лихо, сюжетно, фантастически, но правда.

После прочтения книги я почувствовал опустошение и одиночество. В голове была только одна мысль: "Ведь это уже происходит..."

Наверное, нужно было бы написать что-то по-осеннему меланхоличное или по-девичьи милое. Но нет! Осеннему призыву посвящается.

Давным-давно мне в интернете попалась книга Андрея Загорцева «Офицерская группа специального назначения». Согнувшись пополам, регулярно умирая со смеху, где-то в четвертой реинкарнации я её дочитала. И прочитала ещё раз. Потом залила в телефон и начала смеяться на людях. ОТставить лирику! «Группа специального назначения» и сборники откровенно юмористических рассказов-фельетонов на армейскую тему – это Загорцеву удается отлично! ОН виртуоз просоленного армейского юмора.

Когда короткие и забавные произведения закончились, я начала читать его олитературенные до романа воспоминания. Честно – у меня не было никогда ни интереса до военной разведки и морской пехоты (кроме того, что у них форма красивая). Но затягивает! И вот ты уже с легкостью ориентируешься в РГСпН и ВШД, которыми щедро пересыпан текст (автор первые пару раз заботливо расшифровывает аббревиатуры). Тебя не настораживают «вывод войск воздушным путем парашютным способом», «взрывные устройства и средства взрывания», кладовая становится «баталеркой», а табурет «банкой». И ты начинаешь понимать, что кроссфит – это, конечно, модно, а вот армейка – это реальная сила. Физическая подготовка, преодоление страха, моральная выдержка.

Да, хватает в этих байках и откровенной человеческой трагедии. Сразу хочу предупредить: Андрей Загорцев часто описывает события, имевшие место в Афганистане и Чечне (либо ссылается на них), к тому же употребляет нецензурную лексику. Все, кому это претит – имейте в виду, это не ваш автор. Для меня же на первый план всегда выходили такие важные вещи как офицерская честь, долг, ответственность и боевое братство. И, конечно, смекалка, живучесть и юмор, без которого, сами понимаете, в армии никуда.

И последнее - безусловно, это чтение категории «легче лёгкого», но порою и оно нам очень нужно.

 


Евгений Гришковец «Театр отчаяния. Отчаянный театр»К своему сожалению, завершил читать свежайший роман Гришковца "Театр отчаяния. Отчаянный театр". Давно я не испытывал во время чтения столько чувств сразу.

Коротко: это мемуарный роман, в котором Евгений Валерьевич рассказывает, как он искал и создавал свой театр, как пришёл к театру, "равному одному человеку". (К окончанию книги слово "Театр" меня уже, прямо скажем, подбешивало).

Я читал роман в поезде, на пляже, в номере, утром, ночью и днём. Читал, пока не начинало тошнить. Не мог оторваться. Мне было весело, горько, скучно, раздражённо, жгуче интересно. Но главное - я часто ощущал холод и боль в животе, стыд, удивление и самое настоящее отчаяние от УЗНАВАНИЯ. У меня ТАК БЫЛО!

В DramRockStudio, в театральном баре и в "Кирпиче", да много где ещё! Уникальность чтения Гришковца - ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Стопроцентная. Тем, кто создаёт театр, ОСОБЕННО тем, кто это делает не на базе  ГУ, не на зарплате, а сам, независимо, являясь и худруком, и актёром, и монтировщиком, и билетёром...

Читайте, друзья. Я очень много получил от этой книги. Евгению Валерьевичу... даже не знаю, что написать... Не могу подобрать нужное. Спасибо.

Дмитрий БыковПорекомендую книги для старшеклассников и их родителей. Не помню, когда и при каких обстоятельствах я начала читать Дмитрия Быкова, но это было давно и остановиться я не могу. Да, он сноб. Он вообще не всегда прав (на мой взгляд, особенно насчёт Бродского). Но это человек фантастической литературной эрудиции, причём в его сознании все авторы и книги не безлики – он легко говорит о своём мнении, аргументируя его цитатами.

Дмитрий БыковДмитрий БыковСегодня я хочу представить вам две его книги – это «Календарь»«Календарь-2. Споры о бесспорном»), и, безусловно, «Один. Сто ночей с читателем».

Это невероятный сёрф по литературному наследию от Марка Аврелия до Джорджа Мартина и его «Игры престолов». Это декаденты и диссиденты, Вася Шукшин и Гарри Поттер. И так ловко Быков связывает взгляды, мнения, анализирует, обращает внимание на какие-то нюансы творчества и биографии, что оторваться просто невозможно. Уже не раз ловила себя на том, что читаю (и перечитываю!) эти книги с открытым ртом и затаив дыхание, как в первый раз. Как дитя перед искусным иллюзионистом.

Почему они нужны старшекласснику? Там есть обоснованное мнение и его можно списать. И ещё я искренне и истово верую в думающих школьников. В славных живых пытливых ребятишек, которым не всё равно. Для них чтение этой книги будет прекрасной полемикой с автором, проверкой обоснованности своего мнения, тренингом по риторике. Это очень нужные дома книги, пожалуйста, прочтите их. Но при этом не забывайте, что любая литературная критика – это всего лишь взгляд одного отдельного человека. Можно ознакомиться, с уважением выслушать, но при этом не стоит забывать, что вы – Другой Отдельный Человек со своим мнением.

Дмитрий БыковКстати, не проходите мимо и литературных опытов Дмитрия Быкова. Написать «Июнь», книгу о восприятии начала  Той Самой Войны, написать её в 21 веке, когда уже всё сказано, издано и пережёвано – это казалось авантюрой. А он смог. Он показал себя как писатель и тонкий психолог.

Советую «Квартал» - роман-квест, сюжет которого вы можете прочитать в аннотации или рецензиях, но всё равно ничегошеньки не почувствуете, пока не прочитаете сами.

А это мистика на уровне обыкновенного чуда.

 

Четверг, 11 Октябрь 2018

Патрик Несс «Голос монстра»

Патрик Несс «Голос монстра»Это подростковая книга, но я её рекомендую взрослым тоже. Даже в первую очередь взрослым. Она о том, чего мы все боимся – о смерти.

Сюжет очень простой. У 13-летнего Конора больна мама. Он, с одной стороны, слабо понимает, что происходит – взрослые, как это часто бывает, стараются оберегать его от лишних переживаний: «Всё будет хорошо». Но, с другой стороны, мальчик достаточно взрослый, чтобы догадываться о том, как дела обстоят на самом деле. Каждую ночь Конор воображает, что к нему приходит дерево-монстр, которое растёт за окном, и рассказывает истории.

Не знаю, как эти притчи воспринял бы подросток – наверное, как нелепые и непонятные сказки. Но для меня было совершенно понятным, что в этих снах с мальчиком разговаривало не дерево-монстр, а его подсознание. И пусть в виде сказки, но взрослым об этом очень важно почитать. Нам всем придётся рано или поздно столкнуться со смертью, и поэтому нужно понимать, что происходит внутри у человека, который теряет близкого. И в особенности, что творится в душе у ребёнка, если он сталкивается со смертью впервые.

Патрик Несс «Голос монстра»Мальчику из книги было страшно, он чувствовал себя одиноким, винил себя… И только воображаемое дерево-монстр – а не люди, которые находятся рядом, увы - поддержало его в такой непростой ситуации. Дереву было интересно, что он чувствует на самом деле, и оно было готово разделить его невыносимую боль. И не призывало его поднять выше нос, держаться, не быть размазнёй - ведь так обычно говорят тем, кто переживает горе. Дерево-монстр не уверяло, что всё будет хорошо, потому что это неправда. Не будет: мама умирает.

«А Конор всё кричал, кричал и кричал, переполненный болью и печалью…

И он сказал. Он сказал правду.

Он закончил Четвертую историю.

- Я не мог этого больше вытерпеть!»

Суббота, 06 Октябрь 2018

Михаил Идов «Чёс»

Прочитал повесть "ЧЁС" Михаила Идова. Сразу вспомнилась наша рок-группа. И рок-группы друзей вспомнились тоже. Я вновь пережил и мечты, и амбиции, и хрупкие успехи, и отрезвляющие обломы... Все эти возбужденные творения и вынужденные "халтуры".

А ещё вспомнил о том, как трудно быть инди-рокером (в изначальном понимании этого термина) после 30 лет! А после 35! Вообще нереально. Из моих сверстников, включая меня самого, рвущих гитары во второй половине девяностых и жаждущих мировой экспансии, в строю остался только Юра Стыльский, отметивший со своей "дайдарогой" двадцатилетний юбилей. И по-настоящему значимых успехов на этом поприще добился тоже только он. Повторяю - из сверстников! *

А мы сошли с пути по абсолютно объективным причинам. Кто-то устал от обломов и нашёл "нормальную работу". Кто-то ушёл в семью. У кого-то просто изменились вкусы. Всё это просто жизнь и нет в этом ничего дурного.

Но повесть что-то зацепила во мне. Что? Как написал о ней Илья Лагутенко: "Обязательно к прочтению каждому рок-коллективу ещё до того, как созрела идея завоевать весь мир. А также ветеранам рок-н-ролла, чтоб помнили свои корни" .**

*Конечно, я могу ошибаться. И не знать о грандиозных успехах кого-то из старых рок-знакомых. Буду рад узнать о таковых!
**фото  2 - страшный раритет! Мы - СТПТЦ - после этого дивного феста поехали на рок-фестиваль в Германию.

Я очень северный человек и поэтому книги, в которых есть снег и фирн, ледяное море, бьющееся об испещрённый ледниками берег, и огромная вкусная рыба, пахнущая не болотцем, а чистой холодной водой, - это сразу моё всё. Поэтому сегодня – об авторах, которые видели северное сияние.

Арто Паасилинна. Отличный парень, любовь с первой книжки. Но ему патологически не везёт с переводчиками. Такое ощущение, что «Воющий мельник» и «Сын бога грома»транслитерировал подстрочник Гугл. «Год зайца» немного лучше, но тоже не идеал (сравните с «Амстердамом» Макьюена и трезво содрогнитесь!). Но сюжеты этих книг прекрасны! Человек, взрослевший с «Калевалой» в крови (кстати, невероятно кровавый этно-эпос), всегда предложит вам третий вариант из, казалось бы, очевидных двух. И финал этот всегда прекрасен. Советую настоятельно!

Ю Несбё. Не фанатею от детективов, но способна оценить суровую эстетику и лихо закрученный сюжет. Да, рекомендую без тени сомнения, это написано Мастером.

Питер Хёг. «Смилла и её чувство снега» в свое время заинтересовали названием, это было ещё до волны популярности Хёга. Не настолько кроваво, как у Несбё, осязаемо, честно. Потом появились «Тишина» и «Условно пригодные» - и всё, пропади весь мир, я не встану, пока не дочитаю. Эти книги можете сразу покупать. Очень красиво раскрыты персонажи – у них несколько скованная льдами эмоциональность, своё видение ценностей, они настолько люди Севера, что я просто не могу оторваться, я их вижу живыми и сопереживаю абсолютно искренне.

Эрленд Лу. Могу я в библиотечном блоге употребить слово «хренотень»? Простите, ничего культурнее в голову не приходит. «Самая лучшая страна на свете» и «Наивно. Супер» как флагманские произведения автора прошли честную попытку прочитать, но ничего не вышло. Какой-то дикий поток сознания и предложения на 24-51 строку без знаков препинания. Как будто Керуак принёс свой рулон рукописи, а его, не отредактировав, так и издали. Это не-нор-маль-но… Это невозможно засунуть себе в голову. Не исключаю, что кому-то зайдёт, но будьте готовы к особенностям изложения.

P.S. Если кому-то понравится до восторга – расскажите, пожалуйста, как это произошло, правда, очень интересно.

Четверг, 20 Сентябрь 2018

Туве Янссон «Папа и море»

Мы купили эту книгу в Грузии. Отдыхая в Батуми, каждый день купались в море и решили, что данное произведение очень подойдёт для того, чтобы читать перед сном нашей маленькой дочке.
       В очередной раз вечером, сидя на кровати и читая «Папа и море» в качестве снотворного для ребёнка, я в какой-то момент заметил, что дочка давно уже спит, а я продолжаю читать про себя. Самое интересное, что когда книгу слушала Маша, она казалась детской. Как только я остался с текстом наедине – сказка-повесть превратилась во что-то ооочень взрослое.
       Меня не отпускает мысль, что книга про меня: тот Папа – это я, и это наша лодка тоже плывёт к маяку, и наш маяк такой же реальный на старой карте.
       Очень сложно это всё. И очень сложно осознание того, что все твои мечты могут оказаться совсем не тем, на что ты рассчитывал перед началом путешествия.
       Главное, чтобы семья была за Папу, а Папа - за семью.

       Срочно беритесь за эту книгу, если любите погружаться в истории с головой!

После "Маленькой жизни" Ханьи Янагихары я стала горячей поклонницей этой американской писательницы гавайского происхождения. Про "Маленькую жизнь" говорить ничего не хочу: она действительно про жизнь без прикрас, но советовать её тяжело. Каждый должен сам почувствовать, когда он будет готов пройти терапию этой книгой.

"Люди среди деревьев" - совсем другая, но тоже драматичная и непростая. Это история про ученого-иммунолога, лауреата Нобелевской премии, который изучает микронезийские племена и ищет секрет их долголетия. Этого заслуженного и уважаемого человека обвинили в педофилии. Это грязная месть, клевета? Или он действительно чудовище? Ответ на эти вопросы узнать не так легко.

Признаюсь, к середине книги я немного устала таскаться за этим врачом по джунглям и подсматривать за полудикими людьми. Янагихара пишет красочно, объемно, подробно. Читать про личинки в фруктах - противно, про странные обряды - страшно, про открытие, которое вот-вот удастся поймать за хвост - волнительно. За это её и люблю: вроде просто книгу почитал, а будто на акупунктурном массаже побывал. Автор ненавязчиво тыкает в болевые точки, возвращает читателю способность переживать разные эмоции. Хотя я не могу сказать, что всю жизнь мечтала почувствовать, каково это - быть учёным в джунглях. 

Я готова была бросить книгу, но все решил звонок друга. То ли в восторге, то ли в шоке и замешательстве, говорит:

- Дочитай! Там в конце ТАКОЕ!

Ему я верю, как себе. Ладно! Пришлось вернуться в тропики. Я, кажется, уже и привыкла к мерзким фруктам, духоте и подозрительным аборигенам. А врач вообще как родной стал! 

И тут - крутое пике и удар под дых. Янагихара вьёт из читателя веревки. Вжился в книгу? Проникся? Что ж, добро пожаловать в реальный мир, это хотя и книга, но не волшебная сказка. 

На последних страницах я забыла, как дышать. Сделала изумлённый вздох и все никак не могла выдохнуть из-за возмущения и восторга одновременно. Возмущения финалом этой истории, к которому я не была готова, и восторга от мастерства автора - ох и лихо закрутила эта Янагихара! 

Это литература высшей пробы. Обязательно поживите этой книгой.

Страница 1 из 3

Сейчас 386 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© 2018 Государственное учреждение культуры "Брестская центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина". Все права защищены.